Как снизить проценты по облигациям ?
В данной статье мы описываем способы как снизить проценты по облигационному займу.
Процент по купону это плата кредитору, за то, что он дает возможность пользоваться своими деньгами.
Для кредитора прежде всего важна надежность эмитента. Именно надежность и определяет процент, который эмитент будет платить кредитору. Процент для кредитора и заемщика это по факту стоимость денег. Задача заемщика платить как можно меньше. Совсем платить нельзя, но сделать такие платежи меньше можно. Как - мы рассказываем в данной статье.
Ключевая ( базовая ) ставка Банка России - это минимальный процент, под который Банк России выдает кредиты коммерческим банкам. 

Прежде всего стоимость денег определяется ключевой ставкой ( "ключом" ) Банка России, если речь идет о заимствовании в рублях.
Стоимость денег в финансовой системе буквально "привязана" к ключевой ставке. Если ключевая ставка низкая, то и процент по облигациям будет низким и наоборот.
Для выхода на облигационный рынок лучше выбирать время, когда ключевая ставка находится на низком уровне и рынок ( кредиторы ) не ожидают ее повышения.

Значение ключевой ставки является безрисковой, так как это минимально возможная ставка в финансовой системе и она отражает минимальный риск для кредитора. Здесь кредитором является Банк России, причем Банк России предоставляет кредит коммерческим банкам на условиях 100% залога, то есть без риска дефолта заемщика. Причем этот залог находится в распоряжении Банка России - это ликвидные облигации ( ломбардный список ) или денежные средства банка на корреспондентском счете в Банке России.

Поэтому любая ставка по займам или депозитам "привязана" к ключевой ставке.
Дефолт эмитента - неисполнение эмитентом своих платежных обязательств по облигациям в установленные сроки.

Самое опасное для кредитора это дефолт эмитента. Для снижения этого риска покупатель облигаций прибегает к диверсификации, покупая облигации разных отраслей экономики. Имея сбалансированный портфель он снижает эффект дефолта отдельных эмитенов.

Следующим способом снижения риска является отбор эмитентов и облигаций эмитентов по определенным критериям. Задача эмитента

Кредитный рейтинг - независимая оценка платежеспособности организации.

Следующий момент, на что обращает внимание кредитор ( покупатель облигаций ) это наличие или отсутствие кредитного рейтинга.
Наличие рейтинга снижает ставку по облигациям. Отсутствие рейтинга снизит интерес кредиторов к облигациям и негативно будет влиять на размер процентной ставки. Определенные группы покупателей работают исключительно с облигациями рейтинга не ниже определенного уровня.

Кредитный рейтинг присваивается самому эмитенту или облигациям эмитента. Облигации эмитента могут иметь рейтинг выше, чем рейтинг самого эмитента, в случае если облигации будут иметь залог или поручительство. В то же время рейтинг самой облигации может быть снижен по отношению к рейтингу эмитента в зависимости от условий размещения облигаций. Как правило, рейтинг инструмента может быть повышен на 3 ступени вверх и понижен на 5 ступеней вниз относительного базового рейтинга самого эмитента.

Рейтинги присваиваются рейтинговыми агентствами - независимой организацией. Рейтинговое агентство делает оценку финансовой модели и присваивает на основе анализа соответствующий рейтинг.

Категории рейтингов и их уровни представленные в таблице, являются условными.
Рейтинг с AAA до BBB- считается инвестиционными рейтингами.
Рейтинг с BB+ и ниже рейтинги не инвестиционные.
ВАЖНО: Получение кредитного рейтинга это затраты. Его получение должно быть оправдано - при определенном размере эмиссии и потенциально возможном рейтинге, получение рейтинга может быть дорогим не оправданным для эмитента.
Списки биржи - ранжирование эмитентов, чьи ценные бумаги торгуются на бирже.

В зависимости от критериев выбора биржа ранжирует эмитентов по заранее выбранным критериям. Эти критерии позволяют отобрать компании в 3 списка.
Компании, которые попадают в верхний список, считаются более надежными и более открытыми чем компании более низкого списка.
Чем выше вероятность попадания в верхний список тем меньше может быть ставка по купону для облигаций эмитента. п



Компании повышенного инвестиционного риска, те компании, которые по мнению биржи являются рискованными для инвесторов.

Для эмитента важно не попасть в список компаний повышенного инвестиционного риска. Биржа в такой список отбирает компании чья деятельность или финасы могут вызывать проблему у инвесторов.



Публичность эмитента определяет степень доверия между кредитором и эмитентом.

Если у вас нет рейтинга, тогда на помощь к Вам придет публичность или пиар вашего бизнеса. Чем больше информации инвестор получит от Вас, тем больше доверия и интереса у него будет к покупке облигаций Вашей компании.

Причем публичность важна не только в процессе размещения облигаций, но и после. Ведь Вы не будете ограничиваться одним выпуском - Ваш бизнес должен расти и развиваться. Чем больше и позитивнее будет информация о Вашей компании, тем лояльнее к ней будет инвестиционное сообщество. Как правило облигации малого и среднего бизнеса востребованы среди частных инвесторов. Частные инвесторы социализируются, ведут чаты и активно обмениваются информацией. Для них интересна не только бухгалтерская отчетность, но и внутренняя жизнь компании и выпускаемый продукт или услуги.

Тут принцип один - делайте свой бизнес максимально открытым и доступным.
Условия размещения облигаций - срок, наличие амортизации и ( или ) оферты, дополнительных условий выкупа облигаций.

Для покупателя важным при выборе облигаций в портфель являются условия ( ковенанты), которые устанавливают дополнительные условия по выкупу облигаций, при возникновении тех или иных корпоративных действий и (или) ухудшения финансового положения эмитента.

Амортизация - это обязательство эмитента гасить часть тело облигации до момента полного погашения. Амортизация позволят снизить риски для покупателя, кроме того при включенной опции амортизации, эмитент может выбрать для себя более эффективный график погашения "тела" облигации и гасить "тело" частями, снижая риск одномоментного платежа в конце срока облигации.

Оферта это обязанность эмитента выкупить облигации ранее срока размещения. Эмитент в любой момент времени может выкупить облигации по своему желанию, если сочтет это нужным. Скажем в случае падения доходностей на рынке будет выгодно выкупить текущий выпуск и разместить новый. Но кроме этого, эмитент может заранее, до размещения облигаций установить выкуп в заранее объявленную дату. Оферта, объявленная заранее, повышает лояльность покупателей к выпуску облигаций.
Наличие залога или поручительства снижает риски для покупателя облигации.

Дополнительным положительным моментом будет наличие залога, поручительства или гарантии ( обеспечения ) третьего лица .
Даже если случится дефолт со стороны эмитента, у держателя облигации есть возможность получения возмещения стоимости через реализацию залога или оплаты долга эмитента поручителем.


Представитель владельца облигаций (ПВО ) - определяемое эмитентом юридическое лицо, которое представляет и отстаивает интересы инвесторов.
Интересы держателей облигаций может представлять специальное лицо - представитель владельцев облигаций. Его задача это соблюдение прав кредиторов.

ПВО может быть назначен эмитентом при размещении облигаций или выбран самими кредиторами на собрании владельцев облигаций в дальнейшем.

Наличие ПВО является положительным фактором и позволяет снизить риски владения облигациями. В случае если облигации имеют обеспечение, ПВО должен быть обязательно. Именно ПВО и будет решать вопросы возмещения денег для кредиторов в случае дефолта, в том числе в судах и государственных органах.
ВАЖНО: Представление интересов эмитента это платная услуга. ПВО это юридическое лицо внесенное в специальный список Банком России.
+7 (831) 437 8584
info@pwem.ru
ОOO Инвестиционная компания
"Управление частным капиталом"
Россия, 603000 город Нижний Новгород
ул. Нестерова д. 9 офис 705